ЧТО ЖЕ ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? СЛЕДУЕТ ЖИТЬ!

Поделиться
Странная штука память. Обращаться с ней можно как угодно — в зависимости от временного и исторического контекста...

Странная штука память. Обращаться с ней можно как угодно — в зависимости от временного и исторического контекста. А главным образом — от морально-этического.

История цивилизации насчитывает огромное количество катастроф и человеческих трагедий, которые впоследствии становятся самой удобной почвой для различного рода мифологизаций и мистификаций, превращаясь в результате в предмет бесконечных спекуляций и отличный инструмент в арсенале демагогов. Рискуя впасть в риторику и банальность, замечу все же: лучший памятник прошлому — настоящее. Точно так же, как жизнь во всех ее проявлениях, — единственная альтернатива смерти.

Бдительность — наше оружие?

Честно говоря, на тему сегодняшнего материала меня вывел случайный разговор в компании коллег. Речь шла о новом проекте — строительстве центра «Наследие» в районе Бабьего Яра, деньги на которое выделил американский еврейский распределительный комитет «Джойнт». Мнения, как всегда, разделились. Кто-то скептически пожимал плечами (дескать, опять американские толстосумы делают вид, что хотят нам подставить дружеское плечо и, потом, как это? — общинный центр на костях погибших, фактически на кладбище), кто-то очень прагматично и доказательно возражал. Надо сказать, что риторика в стиле «американские толстосумы», «не допустим» и прочее всегда звучит малоубедительно, а в некоторых случаях и пародийно. Не зря же много лет любимой остротой советских людей была присказка: «кто носит джинсы «адидас», тот завтра родину продаст». Но когда речь идет о вещах серьезных, хочется разобраться, ради чего опять идет в ход тяжелая артиллерия — «не допустим», «надругательство», «цинизм»?

Надо сказать, что взаимоотношения «Джойнта» и Украины носят настолько долгосрочный характер, что здесь уже уместно говорить о репутации и взаимном доверии. В 20-е годы, например, комитет оказывал серьезную помощь голодающим Украины, кормил свыше 800 тысяч украинских детей. Меня эти цифры убеждают больше, чем любые пафосные речи о хитрых капиталистах, у «которых явно что-то на уме». Но в коллективной памяти остаются скорее многочисленные статьи в духе печально известной сталинской прессы, страшно любящей нагнетать демагогическую истерию. Чего только стоит, например, статья некоего «полковника Н. Тягунова» в мартовском номере «Знамени» за 1953 год под дивным названием «Бдительность — острейшее орудие советских людей». Хотите, процитирую? «Советские люди помнят, что в 1921 году, прикрываясь лицемерными фразами о «помощи голодающим», «Джойнт» занимался политической, военной и экономической разведкой и шпионажем».

В контексте сегодняшних событий я убеждаюсь, что «советских людей» у нас осталось еще предостаточно. И с избирательностью памяти у них до сих пор все в порядке. Можно еще посмотреть по сторонам, нет ли поблизости врачей-убийц.

А был ли мальчик?

Итак, вопрос первый, религиозно-исторический: не оскорбительна ли для расстрелянных в Бабьем Яру и их родных сама идея строительства центра «Наследие» на месте гибели людей?

Сразу хочу предупредить вспыльчивых и эмоциональных, что мое сомнение лежит совершенно в конкретной плоскости:

— действительно ли строительство задумано на месте расстрелов?

— какого рода строительство допустимо в этих местах?

В «Джойнте» по этому поводу мне рассказали, что в течение ряда лет к ним обращались общественные организации с различными проектами. Одни касались многовековой истории евреев Украины, их культуры, традиций, взаимодействия с другими народами, другие – истории их преследований в царские и советские времена, а особенно – в период Холокоста, в связи с трагедией Бабьего Яра. Были и проекты, касавшиеся реальных возможностей развития общинных просветительских и образовательных программ. В результате стало очевидно, что необходимо создавать серьезный общинный центр, идея которого и была предложена на рассмотрение всех еврейских организаций Киева. Общая разработка, получение соответствующего участка земли и мобилизация финансирования заняли приблизительно два года. В результате вызрела идея, получившая название проект «Наследие», который предполагает строительство в Бабьем Яру музея, мемориала и общинного центра. В конкурсе приняли участие украинские и израильские архитекторы. Судило его авторитетное жюри, куда входили известные архитекторы Украины, Израиля и США, представители еврейских общественных организаций. Сопровождали работу жюри (что очень важно!) — социальные психологи. В результате приоритетным оказался проект израильтян Ульрика и Даниэлы Плезнеров. Профессор, архитектор Лариса Скорик, кстати, также участник конкурса, то есть человек, который вполне профессионально может судить о проекте-победителе, считает, что преимущество отдано израильской паре абсолютно справедливо, да и место для строительства выбрано удачно: «…Захоронений в этом месте не было. С этой точки зрения я не вижу препятствий для постройки центра. Архитектурное решение может быть таково, что вообще никаких проблем не будет: например, к Бабьему Яру прилегает мемориал, а сам общинный центр повернут к жилым постройкам, к городу».

… Не сомневаюсь, что оппоненты проекта, проводящие лингвистические параллели относительно немецкого слова BAUSTELLE – «стройплощадка»(так якобы немецкие оккупанты называли урочище Бабий Яр), — искренни в своем негодовании, однако аргумент этот выглядит явной натяжкой, несмотря на литературную красивость. В самом деле, какое это имеет отношение к существу вопроса? Меня всегда удивлял истеричный всхлип моих институтских преподавателей общественных наук: каждый немецкий солдат в ранце носил томик Ницше, следовательно, Ницше — идеолог фашизма! Разве это не бред? А если бы каждый немецкий солдат носил в ранце томик Гейне, который, кстати, был одним из любимых поэтов Гитлера? Я это к тому, что причинно-следственная связь не может быть механической.

В самом деле, хотим мы этого или не хотим, жизнь продолжается: сегодня в ландшафтном парке Бабьего Яра уже гуляют молодые мамы с колясками, там целуются влюбленные пары, а дети играют в футбол. Считать или не считать это святотатством? Все зависит от угла зрения. В таком случае, можно ли проводить спектакли и рок-концерты в Октябрьском дворце, в подвалах которого были расстреляны сотни людей? В конце концов будем честными: в стране, называвшейся когда-то Советский Союз, практически каждая пядь земли пропитана кровью и преступлениями против человека.

Исследователи (архитекторы, историки) считают, что утверждение будто бы строительство развернется на месте расстрелов, мягко говоря, не совсем соответствует действительности. Если же говорить о конкретных доводах, то на месте будущей застройки работала комиссия — экспедиция Института археологии НАНУ во главе с доктором археологических наук Г.Ивакиным. Ими было произведено шурфование, после чего выводы прозвучали однозначно: останков погибших не обнаружено.

Существуют различные версии пути, которым жертв вели на расстрел, и самого места расстрелов: западные или юго-западные отроги Яра. Однако участок, выбранный для строительства центра, ни по одной из них не совпадает с предполагаемыми территориями.

Что касается религиозных канонов, очень строго в любом вероисповедании требующих не тревожить погибших, то, насколько я знаю, по приглашению главного раввина Украины и «Джойнта» этот вопрос изучали специалисты авторитетной израильской организации «Атра кадиша», которые, со своей стороны, пришли к тому же выводу: строить можно.

Без фанатизма

Вопрос второй, морально-этический. Создание общинного центра предполагает наличие в нем этнографического музея, театральной студии, молодежных и детских программ. Разве это не святотатство?! — вопрошают оппоненты.

… Иногда я думаю по разным поводам: как жалко, что ушедшие не могут сказать своего слова. За них говорят живые и чувствуют иногда при этом себя почти мессиями.

Что есть грань, за которой стремление помнить прошлое и не святотатствовать переходит в до боли знакомую «бдительность», в коллективные воззвания, в компании под лозунгом «не допустим!». В таких ситуациях, как правило, в воде уже не видно «ребенка», и в общем азарте мало кому в голову приходит задать себе вопрос: а чего, собственно, «не допустим»? Воинственность опасна одним старым как мир заблуждением — самообманом. Самое губительное проявление самообмана заключается в уверенности, что нас никто не может обмануть. И в болезненном ожидании этого.

Есть еще один нюанс у этой темы. Уж коли сам факт строительства вызывает такой неподдельный протест, то почему он не возник раньше? Совершенно логично звучит удивление главного раввина Украины и Киева Якова Дов Блайха: «Где этот эмоциональный протест, когда в Бабьем Яру прямо на костях играют в футбол или возводят телевышку, станцию метро «Дорогожичи», СТО, магазин «Спорттовары», бензоколонку?! Если нельзя ходить по территории Бабьего Яра, то как можно допускать такое интенсивное движение вообще по улицам в этом ареале, где наших близких гнали ко рву?». Прав раввин. Еще раз невольно задумаешься, как легко перетекает одно в другое — борьба за справедливость — в демагогию, борьба за нравственность — в ханжество.

Следует подчеркнуть, что концепции общинных центров бывают разные. Этот – по определению будет просветительским и образовательным. Образование имеется в виду как формальное, так и неформальное. Но увеселительные программы здесь ни при чем — ничего общего с заводским клубом или дворцом пионеров.

Кому это нужно?

Есть еще один аспект у этой темы. В нынешнем году участились локальные вспышки того, что многими еврейскими изданиями определено как антисемитизм: хулиганский разгром синагоги после футбольного матча, серия статей в «Персонале», продолжающаяся вокруг них полемика… Вопрос напрашивается сам собой: строительство в Бабьем Яру — это событие, важное только для еврейской общины? Или это событие для всей Украины?

История еврейского народа просто замешана на удивительной духовной стойкости, способности народа возрождаться буквально из пепла. Наряду с жертвенностью этот народ всегда проявлял героизм, основанный на том, что называется «жаждой жизни». В принципе это легко объяснить: выжить часто можно было, только преодолевая последствия катастроф, горести и проблемы.

Музеи Холокоста и еврейского наследия существуют во всем мире — в Париже, Берлине, Иерусалиме, Нью-Йорке, Вашингтоне, Амстердаме, но данный комплексный проект является уникальным. Очень интересно прокомментировал этот факт архитектор Генрих Фильваров: «Бабий Яр — это не только знак еврейской трагедии. Это знак катастрофы европейской морали. И когда мы говорим о том, что вблизи Бабьего Яра должен быть возведен центр-мемориал (рядом с ним город выделил место для православной часовни, ведь здесь также погибло много украинцев, русских, цыган), то речь идет не только о скорби по погибшим, но и о вечном напоминании: то, что произошло, может, но не должно повториться». Мне кажется, Генрих Иосифович попал в самую точку, и события 11 сентября прошлого года в Штатах — тому подтверждение. Между прочим, мнения и там разделились: одни считали, что развалины Всемирного торгового центра надо оставить без изменений как вечное скорбное напоминание о происшедшем, другие были за то, чтобы здесь появились новые здания — еще красивее, чем прежние, включая и памятник жертвам теракта. Знаменитый поэт Салман Рушди присоединился ко вторым, будучи абсолютно убежден: лучший памятник погибшим — новая жизнь. Честно говоря, его можно понять. Кроме того, если бы человечество каждый раз на месте катаклизмов оставляло руины, земля была бы усеяна пепелищами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме