ИНФОМАГИСТРАЛЬ

«Усовершенствование» обезьян Кадры с симпатягой Энди, первой обезьянкой, содержащей искусственно модифицированный геном, обошли все телеканалы мира...

«Усовершенствование» обезьян

Кадры с симпатягой Энди, первой обезьянкой, содержащей искусственно модифицированный геном, обошли все телеканалы мира. Пока что обогащение собственного генома макаки резус-геномом, «позаимствованным» у медузы, особой практической пользы не гарантирует. Однако данное достижение еще ближе подводит ученых к возможности получения наиболее близких к человеку «родственников» по животной линии с целью отработки на них новейших медицинских методик. Именно таким образом в ближайшем будущем медики собираются найти средство избавления человечества от онкообразований и болезни Альцгеймера, от врожденной слепоты и других наследственных патологий.

Методика, с помощью которой в обезьяний геном был вживлен ген медузы, не нова. Еще в 1976 году с ее помощью была получена мышь с искусственно модифицированным геномом. А генетически модифицированными помидорами, кукурузой, свиньями и овцами сейчас уже трудно кого-то удивить. Хотя сама методика изменения естественного генома организма все еще остается чрезвычайно трудоемкой. Например, в случае с Энди ретровирусом, в который чужеродные гены вводить научились уже достаточно уверенно, были обработаны сотни обезьяньих яйцеклеток. 222 из них подверглись искусственному оплодотворению, но эмбрионы начали развиваться только в 126. Из них 40 эмбрионов были трансплантированы суррогатным матерям (по два эмбриона на каждую самку), в результате чего состоялось аж пять беременностей (в одном случае двойняшками). В конце концов живыми родилось трое обезьяньих детенышей, но лишь у одного из них обнаружился чужеродный ген. Более того, биологическая активность данного гена проявляется далеко не в полной мере. Так, у медузы он отвечает за способность флюоресцировать зеленым светом. Однако у маленькой обезьянки способностью к свечению обладают лишь шерсть и ноготки на лапках. Хотя сам ген присутствует во всех клетках ее организма. За исключением, возможно, ее половых клеток, но об этом ученые смогут узнать не раньше чем через четыре года после достижения ею половой зрелости. И только тогда можно будет ответить на вопрос, будет ли этот ген передаваться по наследству.

Д-р Джеральд Шаттен, который руководил группой ученых из Орегона, осуществившей этот эксперимент, настроен весьма оптимистично. Однако остальные ученые не скрывают своего более скептического отношения к результатам эксперимента. И не только потому, что для достижения первых практических медицинских результатов ученым предстоит решить еще множество проблем. Но и потому, что данный эксперимент вплотную приближает человечество к возможности моделирования человека, хотя этические проблемы этой процедуры весьма далеки от своего разрешения.

Американцев «бешеными» коровами испугать
не так-то просто

К такому выводу пришла специальная комиссия, созданная в рамках Администрации по пищевым продуктам и лекарственным препаратам (FDA). По крайней мере, большинство американских компаний, занятых производством кормов для животных, не выполняют правила, введенные администрацией в целях предотвращения возможного распространения «коровьего бешенства» на территории Соединенных Штатов. Эти меры были разработаны американскими учеными еще в 1997 году, однако до сих пор не получили широкого распространения. Хотя, по мнению Стивена Сандлофа, директора центра ветеринарной медицины FDA, это еще не означает, что продукция американских фирм представляет собой угрозу для здоровья американцев. Однако не исключена вероятность того, что при сохранении существующих тенденций уже в ближайшем будущем будет представлять такую угрозу.

Превентивные меры, в частности, исключают возможность использования мяса и костей сельскохозяйственных животных в качестве кормовых добавок при выращивании жвачных животных, а все продукты, содержащие продукты переработки мясокостной продукции, должны содержать специальную маркировку, запрещающую использовать их в качестве корма для жвачных животных.

В ходе проверки как раз и выяснилось, что из 180 крупных американских компаний по производству кормовых добавок для животноводства четверть не маркировала свою продукцию надлежащим образом и не обеспечила автономную работу линий, использующих разное сырье. Американским журналистам, обнародовавшим результаты проверок, не удалось получить никаких комментариев к ним от соответствующих должностных лиц.Оксана