Законное право обходиться без… С 5 октября разрешение на размещение объекта торговли уже не потребуется

Поділитися
В Украине средний срок вхождения в бизнес — полтора года. Столько времени предприниматель тратит на получение необходимых документов...

В Украине средний срок вхождения в бизнес — полтора года. Столько времени предприниматель тратит на получение необходимых документов. Срок действия разрешительных документов составляет, как правило, один год, а это значит, что процедура их получения носит перманентный характер.

К примеру, чтобы открыть небольшую парикмахерскую в маленьком городке, надо заплатить только за получение разрешительных документов до 15 тыс. гривен. Стоимость стрижки там — около 10 гривен, то есть для того, чтобы возвратить деньги, потраченные на приобретение этих документов, надо обслужить до полутора тысяч клиентов.

В странах же Европейского Союза уровень предварительного контроля — минимальный. Под пристальным вниманием находятся только объекты с массовым пребыванием людей: супермаркеты, большие отели, стадионы и т.д.

«Назустріч людям?»

Изменить сложившуюся ситуацию в стране призван Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон), в соответствии с которым субъекты хозяйствования обязаны получать документы разрешительного характера, если это предусмотрено законом. Эта норма вступает в силу с 5 октября 2006 года. Учитывая, что необходимость получения документов разрешительного характера сейчас предусмотрена не только законами, но и значительным количеством подзаконных актов, введение в действие указанной выше нормы позволит значительно снизить количество разрешительных документов, которые необходимо получить для начала работы и осуществления хозяйственной деятельности.

В частности, законодательными актами не предусмотрено получение разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (от органов местного самоуправления), согласование ассортиментного перечня (санитарно-эпидемиологическая служба), разрешение на изготовление печати, разрешения на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских (Министерство внутренних дел Украины) и т.д.

Что касается разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг, то Законом Украины «О системе налогообложения» и декретом Кабинета министров Украины «О местных налогах и сборах» установлены только виды местных налогов и сборов, к которым относится сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг. Однако указанными нормативно-правовыми актами прямо не предусмотрена необходимость получения разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг.

Таким образом, с 5 октября 2006 года органы местного самоуправления будут выдавать документы разрешительного характера, в том числе и разрешение на размещение объекта торговли и сферы услуг, только в случае, если таковые будут предусмотрены законом.

Следует отметить, что отношения по размещению объекта торговли и сферы услуг регламентируются гражданско-правовыми отношениями, а именно договорными обязательствами.

Существующая практика получения разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг предусматривает предварительное получение, в зависимости от региона, от 8 до 15 различных разрешительных документов. Таким образом, с 5 октября 2006 года указанные документы, если не будут внесены соответствующие изменения в законы Украины, также не надо будет получать.

Кроме того, согласно норме Закона (действует с 5 января 2006 года) арендаторы имеют право не получать в государственных органах надзора и контроля (пожарная служба, санитарно-эпидемиологическая служба и т.д.) документы разрешительного характера на начало работы при условии сохранения состояния помещения и вида деятельности. Эта норма не распространяется на потенциально опасные объекты, а также в случае использования арендатором машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Ой ли?

Следует отметить, что подготовка нормативно-правовых актов по реализации норм Закона осуществляется очень медленно, о чем шла речь в марте на круглом столе, проведенном комитетом Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства. А отдельные органы исполнительной власти (Министерство внутренних дел, Государственный комитет по земельным ресурсам) вообще не считают нужным их готовить, так как, по их мнению, разрешительные документы, которые они выдают, не подпадают под сферу действия Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

По результатам круглого стола были подготовлены рекомендации Кабмину, Госкомпредпринимательству, в них говорится о необходимости принять меры и усилить контроль за внедрением положений Закона, а именно:

— утвердить порядок выдачи документов разрешительного характера, обеспечив при этом прозрачность требований и совершенствование процесса их выдачи;

— провести мониторинг законодательства на предмет целесообразности применения тех или иных разрешительных документов;

— подать в парламент законопроекты, касающиеся упрощения процедур получения земельных участков в сфере строительства и аннулирования документов разрешительного характера, применение которых нецелесообразно;

— пересмотреть нормативно-технические документы на предмет их гармонизации с международными директивами, рекомендациями, стандартами.

С чиновника взятки гладки

Не устранено дублирование полномочий (функций) органов власти. Речь идет, например, о том, что для решения вопроса о выделении земельного участка на местном уровне предприниматель должен получить разрешительные документы от трех земельных управлений: один — от органа самоуправления (земельное управление горисполкома) и два — от органов исполнительной власти (городское и областное земельные управления Госкомитета по земельным ресурсам). При этом взаимосвязь и координация этих органов отсутствуют.

Реформированию разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности будут способствовать достижение взаимопонимания органов исполнительной власти и их желание работать на единый результат. В настоящее время это проблематично. Как правило, органы исполнительной власти заинтересованы в реализации своих ведомственных интересов, поэтому Государственный комитет по земельным ресурсам и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по ряду вопросов, связанных с упрощением и совершенствованием выдачи разрешительных документов, не могут достичь консенсуса.

Законом предусматривается административная ответственность разрешительных органов за нарушения порядка выдачи документов разрешительного характера. Государственные чиновники редко несут ответственность за нарушение норм законодательства. Национальное законодательство предусматривает финансовые штрафы и аннулирование разрешительных документов только для предпринимателей.

О неуважительном отношении к соблюдению норм законодательства со стороны органов исполнительной власти свидетельствует, например, такой факт. Главная инспекция на автомобильном транспорте Министерства транспорта и связи Украины в 2005 году за нарушение законодательства об автомобильном транспорте взыскала с предпринимателей-перевозчиков штрафов на сумму более 6 млн. грн. Хотя Глававтотрансинспекция не имела на это полномочий… Только в конце 2005 года в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях в части, касающейся определения Глававтотрансинспекции как органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

Первый, второй, третий, четвертый

Законом предусмотрена выдача документов разрешительного характера по европейским принципам. Вхождение в бизнес по принципу организационного единства предполагает получение документов в одном помещении, там где работают представители разрешительных органов. Внедрение этого принципа требует быстрого решения вопроса по децентрализации исполнительной власти. Это касается прежде всего передачи права выдачи отдельных разрешительных документов с центрального и областного уровней на местный.

Существующая практика получения отдельных разрешительных документов только в г. Киеве или в областном центре (а это посещение областного центра минимум три раза) не позволяет реализовать в полной мере принцип организационного единства.

Выполнению норм Закона способствует проект Bizpro, благодаря реализации которого в Украине открыт 41 разрешительный офис с соответствующей материально-технической базой и методологическим обеспечением. Результаты работы этих офисов свидетельствуют о сокращении временных и денежных затрат предпринимателей на получение документов. Наличие администратора, который обеспечивает взаимосвязь местных разрешительных органов, выдает документы разрешительного характера, и несет ответственность за сроки выдачи разрешительных документов, позволило минимизировать уровень коррупции.

По информации Госкомпредпринимательства, в Украине еще действует около 700 разрешительных офисов, которые оказывают только консультативные услуги.

Реализация декларативного принципа требует разработки типологии субъектов хозяйствования, т.е. распределения субъектов хозяйствования по группам в зависимости от степени риска их деятельности для здоровья и жизни людей, безопасности окружающей среды. Уровни риска должны стать основой для установления степени безопасности видов хозяйственной деятельности. В этой связи указанная типология субъектов хозяйствования даст возможность органам власти рационально использовать государственные ресурсы, то есть сосредоточить контроль (мониторинг) на рискованных видах деятельности и обеспечить упреждающие мероприятия.

Типология субъектов хозяйствования в зависимости от степени риска их деятельности предполагает разработку соответствующей методологии, на основании которой могут быть установлены, например, следующие четыре группы предприятий.

Первая группа (незначительный уровень риска) — субъекты хозяйствования входят в бизнес по принципу молчаливого согласия путем уведомления местных органов власти о начале работы по определенному адресу. Субъекты хозяйствования первой группы для начала работы не получают документы разрешительного характера и работают без вмешательства в их деятельность государственных органов.

Субъекты хозяйствования первой группы (субъекты малого бизнеса) наиболее уязвимыми. Они только вступают в бизнес, не имея определенного опыта, и у них достаточно низкий уровень правовых знаний. Кроме того, они не могут позволить себе нанять хороших адвокатов. Следует отметить, что только половина от общего количества зарегистрированных субъектов хозяйствования за год продолжают работать в следующем году.

Вторая группа (низкий уровень риска) — субъекты хозяйствования входят в бизнес по декларативному принципу путем декларирования соответствия их материально-технической базы требованиям законодательства. Для начала работы не получают документы разрешительного характера и проверяются один раз в 3—5 лет.

Третья группа (средний уровень риска) — субъекты хозяйствования входят в бизнес по декларативному принципу путем декларирования соответствия его материально-технической базы требованиям законодательства, но при условии наличия договора страхования за возможный ущерб третьим лицам. Для начала работы не получают документы разрешительного характера и проверяются раз в год.

Четвертая группа (высокий уровень риска) — субъекты хозяйствования обязаны получить документы разрешительного характера на начало работы и требуют постоянного контроля их деятельности со стороны государственных органов. Они должны иметь договор страхования за возможный ущерб третьим лицам. Страхование рисков будет способствовать снижению риска деятельности субъектов хозяйствования, о чем позаботятся страховые компании.

Таким образом, типология субъектов хозяйствования позволит установить группы риска субъектов хозяйствования, которые требуют постоянного государственного надзора и контроля. Все остальные субъекты хозяйствования имеют право на работу без преодоления искусственно созданных государством барьеров на пути их развития.

В Украине могут быть реализованы и очень важные европейские тенденции — страхование рисков от неправомерной, в том числе непрофессиональной, деятельности должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти.

Развитие малого и среднего бизнеса — это стабильность в обществе, рост инвестиций и поступлений в бюджет, создание демократического государства с социально ориентированной экономикой.

Поділитися
Помітили помилку?

Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter або Надіслати помилку

Додати коментар
Всього коментарів: 0
Текст містить неприпустимі символи
Залишилось символів: 2000
Будь ласка, виберіть один або кілька пунктів (до 3 шт.), які на Вашу думку визначає цей коментар.
Будь ласка, виберіть один або більше пунктів
Нецензурна лексика, лайка Флуд Порушення дійсного законодвства України Образа учасників дискусії Реклама Розпалювання ворожнечі Ознаки троллінгу й провокації Інша причина Відміна Надіслати скаргу ОК
Залишайтесь в курсі останніх подій!
Підписуйтесь на наш канал у Telegram
Стежити у Телеграмі