«Нехай на зло моїй матері…»

Поделиться
Как верно заметил кто-то из депутатского корпуса, сегодня даже восход и заход солнца рассматриваются в Верховной Раде в свете грядущих выборов...

Как верно заметил кто-то из депутатского корпуса, сегодня даже восход и заход солнца рассматриваются в Верховной Раде в свете грядущих выборов. Что уж тут говорить о такой «смачной» для одних политических сил и «опасной» для других натовской тематике. В другое, не предвыборное время ратификация по сути технического документа, лишь дополняющего ряд уже действующих договоренностей с Североатлантическим альянсом, заняла бы минут пять и не привлекла бы особого внимания. В минувшую же среду обсуждение Меморандума о взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и Верховным главнокомандованием объединенных вооруженных сил НАТО по вопросам трансформации и Верховным главнокомандованием объединенных вооруженных сил НАТО в Европе относительно использования стратегической транспортной авиации Украины в операциях и учениях НАТО было достаточно жарким, заняло сорок минут и ни к чему не привело — документ так и остался нератифицированным.

Что же предлагалось одобрить нашим депутатам?

Как известно, транспортные самолеты, способные перевозить большие грузы на большие расстояния, есть только у Соединенных Штатов и Украины. Но для потребностей НАТО американских самолетов, во-первых, недостаточно, во-вторых, их использование альянсу обходится дороже. Поэтому уже давно НАТО или страны-члены регулярно обращаются за помощью к Украине, в частности к АНТК им.Антонова и Украинской авиатранспортной компании, и платят за эту помощь неплохие деньги. За последние годы наши авиаперевозчики совершили уже более 800 «натовских» рейсов.

Меморандумом же предполагалось формализовать и поставить на правовую основу эти отношения, установить некоторые процедуры и правила, чтобы не заниматься этим каждый раз, заключая новый контракт.

В п.1.1 документа сказано, что целью Меморандума является «установление политики и процедур использования подразделениями НАТО стратегической транспортной авиации Украины в поддержку операций и учений НАТО согласно взаимным договоренностям Участников». А следующий пункт поясняет, что Меморандум заключен «с целью определения условий, на которых будет предоставляться такое использование, а также технических и оперативных требований к самолетам, которые будут предоставляться Украиной».

Вот и все. Меморандум — лишь рамочный документ. Конкретные условия задействования украинской транспортной авиации (в списке «Мрія», «Руслан», Ил-76, Ту-154, Ан-22, АН-74 и др.) будут оговариваться в отдельных соглашениях.

Презентуя документ в сессионном зале, министр обороны Анатолий Гриценко обратил внимание депутатов на пункт 2.2 документа, согласно которому использовать Меморандум приглашаются не только члены альянса, но и все страны-участницы программы «Партнерство ради мира», среди которых и Россия, и Беларусь, и Грузия, и Азербайджан, и Узбекистан, и Кыргызстан и др.

И еще один очень важный пункт (2.3): в каждом конкретном случае Украина сама принимает решение, соглашаться на предложение альянса или нет. В документе черным по белому сказано: «Украина оставляет за собой право отказа на запрос НАТО». То есть, пояснил А.Гриценко, «если вопрос будет политически чувствительным, если в этом зале будет ощущение того, что какая-то операция НАТО не в интересах Украины, то, соответственно, будет отказ в предоставлении нашей транспортной компоненты».

Напомним, что документ был поддержан тремя правительствами Украины: подписан 7 июня прошлого года министром обороны Кабинета В.Януковича Евгением Марчуком после голосования за Меморандум на заседании КМ, внесен на рассмотрение в парламент правительством Ю.Тимошенко и поддерживается сейчас Кабинетом Ю.Еханурова. Меморандум был одобрен тремя профильными комитетами ВР, а Главное научно-экспертное управление парламента считает ратификацию этого документа «возможной» и «целесообразной». В общем-то, только перечень этих структур, в которые входили и входят представители самых разных политических сил Украины, должен был бы убедить в важности и полезности Меморандума даже тех депутатов, кто в глаза его не видел.

Но только не перед парламентскими выборами!

Хотя, впрочем, обращает на себя внимание тот факт, что с гневными протестами с парламентской трибуны выступили только коммунисты да удививший своим особым мнением нашеукраинец Ю.Кармазин. Коммунисты, как всегда, говорили о «предательстве идеалов украинской независимости», «прислужничестве НАТО и дядюшке Сэму», пугали «охлаждением отношений с Россией» и бросали в зал лозунги типа «Геть помаранчевий режим!» и «Ганьба вам на вічні часи!».

При этом, разумеется, никто из них не вспоминал, например, о том факте, что Россия сама с радостью оказывает транспортные услуги НАТО. В частности, когда украинские компании по тем или иным причинам не могут принять предложение альянса, они на взаимовыгодных условиях передают контракт российской компании «Волга-Днепр», за который та берется с большим удовольствием.

Как-то забылись и стенания по поводу нашего «загибающегося» ОПК, чья продукция якобы «на Западе никому не нужна». Когда Украине представилась реальная возможность продвинуть на Запад свою конкурентоспособную продукцию, зарекомендовать себя серьезным и надежным партнером, украинские коммунисты, видимо, сочли, что национальным интересам Украины будет больше соответствовать «уплывание» выгодных контрактов в российском направлении. Не в интересах нашей страны, судя по всему, считают верные ленинцы, и то, что фактически за деньги альянса наши военные принимают участие в совместных учениях, повышая тем самым уровень подготовки и боеспособность отечественных ВС.

И совершенно бесполезно напоминать, что год назад нынешний состав ВР еще во время президентства Кучмы и премьерства Януковича ратифицировал куда более масштабный документ (нынешний Меморандум, по сути, является лишь его дополнением), в котором Украина взяла на себя более серьезные обязательства перед альянсом — Меморандум относительно поддержки операций НАТО со стороны Украины.

И, кстати, ни один депутат из фракции «Регионов» не только не выступил против нового Меморандума, но и не нажал соответствующую кнопку. Как и эсдеки: только пламенная Тамара Прошкуратова сказала НАТО «нет», остальные просто не голосовали. Представители этих оппозиционных ныне сил поддержали прошлый Меморандум и, скорее всего, вполне осознают выгодность для Украины и нового документа. Однако накануне выборов не хотят светиться на непопулярном в народе натовском фоне. Впрочем, как и многие союзники новой власти.

Насколько нам известно, накануне голосования по Меморандуму поддержку своих фракций обещали секретарь СНБОУ А.Кинах (который вроде как желает взять нашу евроатлантическую интеграцию под свою опеку), лидер социалистов А.Мороз (чьи однопартийцы входят в нынешнее правительство, поддерживающее ратификацию документа) и спикер В.Литвин.

Для одобрения Радой Меморандума не хватило 19 голосов. При этом из 25 социалистов «за» проголосовали только четверо, не голосовали семеро, остальные, включая А.Мороза, отсутствовали. Как и спикер В.Литвин, передавший бразды правления на заседании «любителю НАТО» коммунисту А.Мартынюку. Из 46 членов фракции Народной партии не нажали кнопки или отсутствовали 15 человек. Не досчитались шести голосов и во фракции Партии промышленников и предпринимателей Украины. Так что обвинять в провале ратификации оппозицию даже язык как-то не поворачивается…

Каковы будут последствия этого провала? Прежде всего, политические. Власть в очередной раз продемонстрировала, на этот раз альянсу, что не может добиваться самою же поставленных целей. Политические силы еще раз показали «последовательность» своих действий (не только НАТО, но и своим избирателям). Альянс снова убедился в отсутствии не только поддержки развития отношений с ним со стороны населения Украины, но и консенсуса по этому поводу в ее политикуме.

Что же касается собственно использования альянсом украинской транспортной авиации, то в комментарии журналисту «ЗН» Виталию Куксе и.о. генерального конструктора АНТК им.Антонова Дмитрий Кива сказал следующее:

— Наша авиакомпания «Авиалинии Антонова» выполняла и продолжает выполнять перевозки крупногабаритных грузов в интересах НАТО. Контракты на перевозки заключаются напрямую между нами и компаниями-агентами НАТО или министерств обороны стран—членов блока. «Натовские» заказы достигают половины нашего общего объема перевозок. И отсутствие ратифицированного парламентом межгосударственного соглашения не является серьезным препятствием для этого. Как ранее не стали препятствием и аресты наших самолетов в Канаде и Бельгии. Хотя, быть может, государственная поддержка нам и не помешала бы.

Так что сотрудничество с НАТО в сфере авиаперевозок продолжится, несмотря на предвыборные игрища наших парламентариев, и украинские компании смогут заработать благодаря этому сотрудничеству приличные деньги. Но если бы Меморандум был ратифицирован, значительные суммы поступили бы и в государственный бюджет Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме