Гуманитарий-реформатор?

Поделиться
Николай Томенко — один из тех немногих счастливцев, кто в разгар кадровых страстей с достаточной точностью представлял себе свое место в новом Кабмине...

Николай Томенко — один из тех немногих счастливцев, кто в разгар кадровых страстей с достаточной точностью представлял себе свое место в новом Кабмине. Да и никто, кажется, не сомневался, что портфель вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам ждет именно его. Правда, был момент, когда Александр Зинченко предлагал эту должность Роману Бессмертному, но тот в ответ попросил не «перейматися» его трудоустройством.

Народный депутат, член фракции «Наша Украина» и доверенное лицо Виктора Ющенко, Томенко с 2002 года возглавлял парламентский Комитет по вопросам свободы слова и информации. Директор Института политики (с 1998 г.), член правления партии «Реформы и порядок» (с 1997 г.). Кандидат исторических наук, автор нескольких книг, среди которых как солидно звучащее «Самоозначення України: від історії до політики», так и несколько фривольная «Теорія українського кохання». Политическую карьеру начинал как комсомольский вожак, причем был первым комсоргом в истории КНУ им. Шевченко, избранным студентами, а не назначенным сверху.

С начала нынешней избирательной кампании Николай Томенко в качестве эксперта-аналитика и авторитетного представителя оранжевого лагеря регулярно появлялся в эфирах «5 канала» и «Эры», именно его интервью и комментарии в значимой мере определили масс-медийное лицо оппозиции. Качества Томенко-лидера публично проявились на сцене Майдана, откуда он фактически и не уходил на протяжении всей оранжевой революции, демонстрируя в общении с народом незаурядную харизму и ораторское мастерство, а в решении практических вопросов — организационные способности и нечеловеческую выносливость.

Тех, кто узнал Томенко по революции и Майдану, удивляют небеспочвенные слухи о том, что во время своего кратковременного пребывания на посту начальника Главного управления прессы и информации Киевсовета Николай Владимирович в работе с масс-медиа практиковал не совсем демократичные методы. Впрочем, непререкаемым фактом остается то, что именно он позже, возглавляя парламентский комитет по свободе слова, первым объявил открытую войну темникам.

Новый вице-премьер — личность, без сомнения, яркая, энергичная, креативная. Он не даст заснуть Кабмину. Вообще Томенко — трудоголик. Он способен неординарно мыслить, генерировать идеи, увлеченно и системно их внедрять, работать с полной отдачей. Но все это — в том направлении, которое ему нравится и возбуждает его интерес. Другое дело, что круг обязанностей вице-премьера по гуманитарным вопросам очень широк, и среди них неминуемо окажется немало аспектов, неинтересных Николаю Владимировичу лично. А особенности его характера внушают подозрение, что подобные темы могут «провиснуть» и оказаться отложенными в долгий ящик.

Вице-премьер коммуникабелен и остроумен. Но при этом окружение Томенко характеризует его как политика авторитарного и ценящего себя высоко, поэтому людям, которым по роду деятельности придется иметь с ним дело, не стоит пренебрегать жестами высокой дипломатии. Отмечают также своеобразное чувство юмора Николая Владимировича, иронию и стеб, которые являются стилем его общения, но не всегда и не всеми адекватно воспринимаются.

Николай Томенко — один из наиболее активных участников написания правительственной программы, так что свои первостепенные задачи, надо полагать, представляет четко. Прежде всего в центре внимания вице-премьера Томенко, без сомнения, окажется медийная сфера, в которой он чувствует себя наиболее уверенно. Некоторые журналисты высказывают опасение, что новый вице-премьер будет в той или иной степени пытаться от имени власти влиять на политику различных СМИ. Очевидно, что он посвятит много сил и времени созданию общественного телевидения и радио (первые шаги, вызвавшие настороженность журналистской общественности, в этом направлении им уже сделаны), реформированию структур Нацсовета по телевидению и радиовещанию и Госкоминформа.

Что же касается входящих в его компетенцию широчайших сфер науки, культуры и образования, можно предположить, что Николай Владимирович начнет свою деятельность с выявления «родимых пятен», в большом количестве оставленных ему в наследство предшественниками на посту. От него ждут реформ, и есть надежда, что он способен оправдать эти ожидания. У Николая Томенко есть для этого как творческая жилка, так и достаточная смелость, необходимая при принятии и реализации неординарных решений. Кроме того, как известно, у него широкие связи среди общественных организаций и фондов, украинских и зарубежных, что, возможно, позволит привлечь дополнительные средства и интеллект в сферу, традиционно финансируемую и обслуживаемую по остаточному принципу.

Назначение Николая Томенко в различных сферах его будущей деятельности комментируют так.

Оксана Забужко, писательница

Для меня и, полагаю, для всех, кто работает в духовной сфере, это назначение — новость номер два после победы Ющенко на президентских выборах. Томенко — это тип идеального реформатора: он энергичен, динамичен, открыт для новых идей, умеет ловить их на лету и переводить на язык практических тактик и стратегий. Эта отрасль заждалась такого политика, поскольку четырнадцать лет ею никто не интересовался.

Во-первых, огромных структурных реформ требует сфера информационной политики, которой в Украине никогда не было. Невозможно консолидировать нацию, пока нет единого информационного поля и пока оно не будет нашим, украинским, а не таким, куда забредают варяги с разных сторон.

Непосредственно с этим связана сфера культурной политики, я уже много лет взываю о том, что в Украине ее нет. Здесь нужен целый пакет системных реформ, изменение инфраструктуры. Украинская культура требует цивилизованного правового поля, чтобы развиваться и зарабатывать там, где она может зарабатывать сама на себя, и государственной защиты в сферах нуждающихся, в этом начиная с наследства, памятников и заканчивая библиотечным делом.

И, наконец, третья отрасль, это, конечно, сфера науки. Упадок и стремительная лоботомизация украинской интеллигенции состоялась на наших глазах. Эта сфера тоже нуждается в радикальных реформах, и это те вещи, которые определяют будущее нации на десять—двадцать лет вперед.

Ярослав Яцкив, академик НАНУ

— Николай Томенко — типичный гуманитарий. Это накладывает определенные ограничения на его понимание современных инновационных процессов. Мой опыт работы в Министерстве образования и науки позволяет утверждать, что объединение науки и образования не пошло на пользу науке. У высшей школы, как и на других участках сферы образования, очень много проблем. На их фоне науке трудно заявить о себе как об инновационной силе, способной стать рычагом для поднятия экономики Украины. Не уверен, что с этим грузом проблем способен справиться человек, до того непосредственно с ними не сталкивавшийся.

Валерий Иванов, профессор Академии украинской прессы

— Те, кто возглавлял это направление раньше, не смогли себя проявить в том качестве, в котором, на мой взгляд, это необходимо Украине. И если сейчас этим займется человек молодой, без стереотипов, которые есть у старшего поколения, возможно, это принесет пользу. Конечно, судить надо по делам, тем более что задачи перед вице-премьером по гуманитарным вопросам стоят очень серьезные и трудные.

Мне кажется, основная задача — это решить проблему языкового и культурного противостояния востока и запада Украины. Кроме того, у нас накопилась масса проблем в области образования, прежде всего среднего. Переход на двенадцатибалльную систему оценивания, двенадцатигодичное обучение — все это требует анализа, мониторинга и стратегического рассмотрения, которым не может заняться отраслевой министр. И высшее образование: мы сейчас вовсю декларируем переход на болонскую систему, но насколько это оправдано? О культуре я вообще не говорю, она у нас в умирающем состоянии, и финансирование по остаточному принципу вряд ли удастся сломать, но каких-то новаций, может быть, и нужно ждать от вице-премьера по гуманитарным вопросам.

В медиа-сфере очень хотелось бы минимум вмешательства. За исключением одного: содействовать тому, чтобы УТ-1, Р-1 и областные гостелерадиокомпании стали общественным телевидением и радио, а государственные газеты были приватизированы. Еще один вопрос — помощь детской и образовательной прессе, но не знаю, насколько возможно его решение в сложных финансовых условиях. А больше, я считаю, вице-премьер по гуманитарным вопросам ничего в этой сфере делать не должен.

От себя добавим: поскольку в структуре нового Кабмина не предусмотрено министерство, которое бы занималось региональной политикой, именно Николай Томенко должен будет разработать ряд гуманитарных программ, призванных способствовать «склеиванию» страны. И еще: если министрам экономического блока придется поработать над тем, чтобы конвертировать возникшую в мире моду на оранжевую Украину, вице-премьер по гуманитарным вопросам должен приложить максимум усилий к тому, чтобы эта мода стала классикой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме